Val de Loire.
Луара... Одна из пяти главных рек Франции. Луара, Рона, Шаранта, Серен т Гаронна: главенство этих рек подтверждается превосходными виноградниками, разбитыми в их долинах.
Долина Луары простирается от Центрального Массива до Атлантического Океана на протяжении трех сотен километров, являя собой то самое разнообразие вин, о котором Людовик XI Святой сказал:"Подайте к моему столу сто вин, но пусть все они будут с берегов Луары".
Сколько славных имен погребено под берегами Луары, сколько альковных тайн разглашено в тени ее каштанов! Если любезный читатель потрудится вспомнить историю французского королевства, ему на ум придут имена Людовика де Гиз, Гастона де Орлеан, Франсуа де Анжу, Луи де Клермон и многих , многих, родившихся здесь, или умерших под сенью плакучих ив, окаймляющих своей бархатной красотой берега одной из царственных рек Франции.
Здесь родилась Луиза де ла Бом ле Блан де Лавальер - изящная и немощная любовница Короля-Солнца, столь сильно тянувшаяся к его свету, что, надорвав свои земные силы, уступила место другой. Здесь, в последний вечер перед отплытием в Африку ужинал в Блуа Его Сиятельство герцог де Бофор, запивая винами из Вуврэ свое разочарование от жизни. Здесь, в блуаском замке, по приказу Генриха III Валуа, зарезали Генриха де Гиз так же, как полстолетия до того почти удушили предпоследнего Монморанси.
Вина Луары пропитаны кровью и слезами, впрочем, как и вся история человеческого рода.
Первый закон виноделия - лоза должна страдать. Учитывая все вышесказанное, а также сравнительно бедные почвы, лоза в долине Луары страдает так, как страдал несчастная Маргарита, видя своего мужа в объятиях госпожи де Сов.
После несколько отвлеченного вступления мы, с разрешения уважаемого читателя, перейдем непосредственно к винам Долины Луары.
На протяжении Луары преобладают три основных типа почв: в Сансере и Пуйи - известняк и мел, в среднем течении - песчаники, в окрестностях Нанта - сланцы.
Винодельческая Луара подразделяется на четыре зоны:Пеи Нанте, Анжу-Сомюр, Турень и Центр, включающий в себя Сансер и Пюи-Фюме.
Самая западная часть луарской долины - Пеи Нанте, названная в честь города Нанта, знаменитого тем, что там прошли Генеральные Штаты 1789 года, знаменовавшие собой начало Великой Французской Революции и рождение песни рабочих Марселя.
В субрегиональный аппеласьон Пеи-Нанте входят: Мюскаде, Мюскаде-де-Севр-э-Мен, Мюскаде-де-Кото-де-ля-Луар, Мюскаде де Кот де Грандильё. Неслучайно в названиях этих аппеласьонов присутствует Мюскаде. Мюскаде - герцог здешних вин (не король, заметим мы, ибо, как мы уже говорили, король всегда один, и имя его - Пино Нуар). Своим происхождением он обязан бургундским монахам, окрестившим его Мелон де Бургонь. На своей родине сорт почти забыт и, хотя и является одним из разрешенных для возделывания, не возделывается вовсе.
Вероятнее всего, Мюскаде - ближайший родственник Пино Блан, его отвергнутый кузен, который, не имея возможности получить должное образование и привилегию появляться в Версале, заслужил право быть принятым в Пале Рояле своей незапятннанной репутацией.
Для производства вин из сорта Мюскаде используется довольно редка технология SUR Lie - то есть на дрожжевом осадке: после завершения процесса брожения вина не сцеживаются, а остаются "дозревать" на собственном осадке вплоть до бутилизации. Этот процесс, добавляющий в букет легкий дрожжевой оттенок, позволяет некоторым экспертам называть вина из Мюскаде лучшими в долине Луары, с чем автор этой истории категорически не согласен.
Вина из Мюскаде должны быть легки, свежи, а некоторые способны к выдержки в бочке из дуба, или, что характерно для луарских вин, из каштана,которая сообщает пикантность и изысканную сложность этим легкомысленным шевалье.
Впрочем, с прискорбием сообщаем мы, лишь единицы из луарских виноделов имеют достаточно развитое чувство вкуса, чтобы деликатно использовать каштановые бочки. Разумеется, бочки из каштана дешевле, поскольку пользуются меньшим спросом, но их яростная экстрактивность подразумевает весьма тщательный отбор винограда и бережное отношение к обжигу и выдержке.
Примером идеального использования подобных бочек может служить коньяк Даниэль Бужу. Слава этого коньяка зиждется на отсутствии карамельных добавок, затемняющих истинный цвет напитка. Темный, почти цвета горького шоколада, Даниэль Бужу обязан своему окрасу новой каштановой бочке, в которой он выдерживается последний год перед бутилизацией. Подобное новаторство в случае провала не прощается никогда, зато успех вознаграждается триумфом не менее пышным и искренним, чем те, которых удостаивались Цезарь и Помпей в те времена, когда мир был свеж и прекрасен и не знал негоциантского ига...
Сделав это небольшое отступление, необходимость в котором нам подсказало исключительно желание упомянуть о коньяке ,мы переходим к следующему субрегиону Долины Луары.
Анжу-Сомюр.
Кто не вспомнит прекрасного анжерского замка, являвшего собой чудо средневековой архитектуры! Резиденция первых принцев крови Франции - герцогов Анжуйских, он украшался соответственно характеру каждого последующего обладателя. Обладатели же, зачастую, не являлись друг другу прямыми родственниками, поэтому в замке и в крепости, окружающей его, смешалось так много архитектурных стилей, чего, вероятно бы, не случилось, если бы замок переходил строго от отца к сыну.
Вкусы владельцев замка и их приближенных также варьировались от эпохи к эпохе, сорта винограда высаживались самые разные - Шенен Блан. Совиньон Блан, Мелон де Бургонь, Каберне Фран, Гролло, Гамэ и многие другие, от которых теперь остались только воспоминания, да и то не везде.
Рассмотрим поближе лучшие из культивируемых сортов -они заслуживают нашего пристального внимания.
прежде всего - Шенен Блан, он же Пино-де-ля-Луар. Выведен он был из своего ближайшего предка - Шенен Нуар, который сейчас уже почти нигде не встречается.
Шенен Блан произрастает на песчаных почвах Анжу и Турени и чувствует себя там превосходно. Созревает достаточно поздно, сбор происходит уже после осенних заморозков, которые способствуют концентрации его изначально очень тонкого аромата. Собранный в правильное время Шенен сочетает в себе цитрусовые тона, ароматы свежей коржевой выпечки, орехов кешью, меда, сладкой белой сливы и тутовой ягоды. Этот гармоничный букет был по достоинству оценен англичанами, которые с двенадцатого века и по сей день являются основными импортерами вин Анжу.
Из Шенена делают сухие и полусухие белые, иногда игристые, но, главное, десертные вина. Эти вина, изготовленные из винограда пораженного благородным грибком, способны к выдержке до двадцати лет, что при весьма умеренной цене делают их очень привлекательными. Лучшие сладкие белые луарские вина относятся к аппеласьону Кото-дю-Лейон, а в Боннезо делают даже ликерные. для лучших сухих белых вин отведено живописное местечко савеньер.
Мы упомянули, что анжуйские сладкие вина весьма популярны в Англии, однако поспешим добавить, что и во Франции они пользуются вниманием , как достойная замена Сотерну. Белые же сухие по нашему мнению являются вторыми по яркости и сложности винами Франции, уступая Мерсо.
Уделив достаточное внимание белому сорту, перейдем, как и следовало ожидать, к красным.
Каберне Фран. Вместе с Совиньон Блан породил Каберне Совиньон, что видно из имени последнего. Более терпкий, чем его потомок, он дает пригодные к дубовой выдержке вина с тонкими фруктовыми ароматами.
Каберне Совиньон. в отличие от Бордо, дает совсем не такие структурированные вина и, вместе со своим предком используется для производства лучших розовых вин Луары в аппеласьоне с говорящим названием Каберне де Анжу. Вино оттуда более тонкое и светлое в оттенках, чем в Розе де Анжу и, пр правильной сервировке способно доставить огромное удовольствие ценителю.
И, оставив самое интересное на потом, мы представляем нашему читателю редчайший сорт Пино де Онис. сорт, используемый в ассамбляжах, как сорт-корректор, практически никогда не винифицируется один. Нам , правда, довелось однажды пробовать моносепаж, но нам просто повезло. Впрочем, везение это было весьма относительное, поскольку сорт произвел впечатление разбавленного Гамэ, разве что без удручающей цветочности в аромате. в ассамбляже Пино де Онис призван поддерживать кислотность на должном уровне.
Лучшие красные вина Анжу-Сомюра - аппеласьон Сомюр-Шампиньи. ароматика ассамбляжа вышеназванных красных сортов великолепна - в ней присутствуют нотки черной смородины, малины, ежевики. И фиалки, которую предоставляет Пино де Онис.
Живописав виноделие Анжу, мы переходим к субрегиону Турень.
Турень, святое место... Именно здесь в конце четвертого века Святой мартин высадил здесь первые виноградные лозы - до, или после того, как отдал замерзающему путнику половину своего плаща. Именно в тТур была сослана главная интриганка правления сына Доброго Короля, именно здесь , в Вуврэ, пил, забываясь и прощая, герцог де Бульон. Славное место, славные воспоминания...
Климат в среднем течении Луары мягок. Почвы, глино-кремнеевые и меловые позволяют выращивать традиционные луарские сорта, не зацикливаясь ни на одном из них. Как правило, вина Турени пьют молодыми, однако, бывают и исключения. Именно о них, об этих исключениях, мы и будем иметь честь поведать нашему читателю.
Итак.
Шинон и Бургёй. Здесь делают преимущественно сухие красные их Каберне Фран, причем, при некоторой выдержке (а выдержка эта, стоит заметить, иногда весьма длительна) некоторые из них вполне способны конкурировать со многими Крю Медока. Некоторые эксперты сравнивают лучшие вина Шинона с Сен-Эстеф, периодически отдавая предпочтение именно первым.
Встречаются, впрочем, в Шиноне белые и розовые вина из этих аппеласьонов, но они откровенно уступают как другим белым и розовым луарским, так и белым и розовым вообще.
И, разумеется, великолепное, ни с чем не сравнимое, Вуврэ!
Здесь выращивают только Шенен Блан, дающий фруктовые во вкусе и аромате вина - сухие , полусухие, полусладкие и десертные.
Посистине, ароматика вин из Вуврэ поражает своей яркостью и, что не менее важно, сбалансированностью. Персики, ананасы, курага, апельсины, инжир (в сладких вариантах), белые специи и цветы, белые черешни, дыни - все это готов дать Шенен из Вуврэ при правильном подходе к виноделию и виноградарству, который заключается в хладнокровии во время выбора времени сбора, ибо ранний сбор чреват бледностью ароматики в вине, а слишком поздний - заизюмливанием, что невсегда хорошо, и дождями, что нехорошо всегда.
Теперь, как понимает наш внимательный читатель, нам остается только одно - Центр, включающий в себя Пюйи и Сансер.
Славой, не превзойденной Новой Зеландией и Констанцией, что в Южной Африке, вина Сансера и Пюйи обязаны Совиньону. Совиньон правит здесь безраздельно. Сказать, что Совиньон Блан из Сансера и Пюйи Фюме - лучший в мире, значит вульгарно преуменьшить его достоинства.
Совиньон Блан, родиной которого многие энологи считают берега Луары, наиболее полно раскрывается именно вдали от морских берегов, в континентальном климате, на превосходных почвах, состоящих их кремниевых и меловых пород.
Именно уникальные почвы и благодатный прохладный климат делают Совиньон из Центра такими узнаваемыми и востребованными. Многие виноделы из Чили, Аргентины, ЮАР, Австралии, не говоря уже об амбициозных новозеландцах, пытались воссоздать у себя тонкое и ярколе очарование французского Совиньона, но к счастью, или, к сожалению - в зависимости от отношения читателя к Франции в целом и к ее виноделию целиком, - безрезультатно.
Только противоречивая, многогранная, изменчивая Франция в лице ее виноградарей смогла породить такое чудо, как Совиньон Блан из восточной части Долины Луары.
После этого несколько восторженного вступления мы перейдем непосредственнок аппеласьонам Центра.
Итак, первый лот нашего аукциона - Сансер!
Здесь возделывают как совиньон Блан, так и Пино Нуар - сказывается близость Бургундии. Вина из Совиньона получаются хрустящие, свежие, кислотные, с ароматом зеленых яблок, крапивы, щавеля, крыжовника и цитрусовых. В лучших из них присутствует запах пороховой полки - то есть запах соединения селитры с кремнием, а в некоторых из лучших - так называемый Пи де Ша, то есть кошачьей мочи, который не будучи доминантным неплохо приправляет зеленый и минеральный букет вина. Многие неопытные питухи скривятся при подобном упоминании. Мы спрашиваем у этих желторотых неоперившихся птенцов - а сразу ли, с первой ли пробы им понравились маслины, портер, устрицы, кофе? нет? неужели?
Вывод прост: к лучшим винам ,как и к лучшим из людей, следует приучать себя постепенно. шаг за шагом, иначе мы рискуем разочароваться в них раньше, чем почувствуем их обаяние.
Вина из Пино Нуар в Сансере слабо окрашены, бледны, сверхтонки, и мало чем напоминают своих боннских собратьев, разве что своей ягодной ароматикой. Розовые пино Нуар недурны, но соперничать с провансом не в силах , хотя и стоят зачастую много больше - и в деньгах , и в усилиях по розыску.
Мы несказанно рады долготерпению уважаемого читателя, соблаговолившего добраться вместе с нами до этого абзаца, ибо здесь пойдет речь о Пюйи Фюме - любимом Совиньоне Сергей Сергеича, о винах , которыми он приправлял смог Северной Столицы и развеивал скуку Первопрестольной.
Пюйи Фюме! образец для подражания и предмет зависти для многих виноделов - как во франции, так и далеко за ее пределами.
Удивительной ноткой, отличающей Совиньон Блан из Пюйи Фюме, является уникальный, неповторимый аромат легкого дыма, скорее, даже, его отголосков. Собственно, название аппеласьона откровенно указывает на эту особенность.
Сочетание ароматов яблока, красного апельсина, грейпфрута, незрелого граната, айвы, персика, разнотравья ( без примеси лекарственных трав, как, например, в Коломбаре), белой смородины, листьев вишни и дыма - ни один Совиньон не способен на такие сложные, с трудом поддающиеся воображению комбинации ароматов и вкусов.
Виной всему, как, наверное, догадался наш читатель - насыщенность почв кремнием, который сообщает, помимо минеральности, дымную, пороховую, если угодно, составляющую аромата Пюйи Фюме.
Автор этого сочинения решительно считает, что кроме Первой Заповеди винодела, которая гласит ,что лоза должна страдать, необходимо ввести и Вторую: не пренебрегай Совиньоном! Совиньон - сладостный или твердый, легкий или насыщенный, яблочный или персиковый, выдержанный или нет - всегда доставит удовольствие тому, кто принял Вторую Заповедь Винодела. однако величайшее наслаждение испытает лишь тот, кто познает Третью Заповедь: "Сансер и Пюйи Фюме - так говорит Совиньон."
Этим пости ветхозаветным стихом мы завершаем краткое обозрение вин Долины Луары. Каждый из описанных нами аппеласьонов был в свое время близок нам; некоторые близки и поныне. Все они прекрасны по-своему, все уникальны и узнаваемы, сложны и неповторимы, но мы, на правах более искушенного в винопитии сотрапезника, напомним читателю на прощание: Сансер и Пюйи Фюме.
Засим откланиваемся.