Наврра.
Наврра , земля покоя и солнца. Земля, где родилась, возможно,пастораль,где, как и в предвечные времена можно встретить еще истинное гостеприимство - простое, пусть, но искреннеее и ничего не требующее. Наврра, где навеки упокоился неистовый Роланд.
Вечно раздираемая на клочья своими соседями - Францией и Испанией, вечно непокорная, вечно уклончивая Наврра, породившаянаилюбимейшего французами государя - Генриха Навррского,впоследствии Генриха IV Бурбона,в конце концов, стала частью испанского королевства, украсив своей бесподобной жемчужиной Эскориал.
Историческая Наварра весьма интерсную с точки зрения геополитики диспозицию: она разделяет Францию и Испанию, закрывая собой выход с маленького перешейка,омываемого с востока морем Средиземным, а с запада Атлантическим океаном. Наварра же винодельческая выхода к морям не имеет, хотя и ощущает их влажное соленое дыхание, лобзающее еепухлые щечки.
Виноделие в солнечной Наварре началось, как водиться, с римского вмешательства. Столица мира жаждала военных попед. Цезарь ушел побеждать на север, а Помпей - на запад.
Родина басков и гасконцев, пережившая римлян и вестготов, арагонцев и франков выстояла, сохранив свой язык,культуру и яростный пыл в первозданном виде. Теперь Наварра - соседка Земли Басков, Арагона, Риохи - ассоциируется, прежде всего, с великолепными в своей насыщености розовыми винами, являя собой некий антипод Прованса и задыхаясь в его тени.
Итак, именно с розовых вин мы и начнем наше короткое путешествие по Наварре. Розовые вина Наварры интересны своим редким для остальной Европы методом изготовления - Sangrado, что значит кровотечение. Смысл этого метода в том, что ягоды красных сортов винограда (заметим в скобках, что обычно это грасиано и темпранильо) проходят естественный отжим, когда верхние слои ягод давят на нижние, тем самым заставляя их "кровоточить", то есть пускать сок. Виноградный сок, выдавливаемый этим естественным прессом, обогащается танинами и цветом. но не слишком сильно, так что жирондисты не назовут его кларетом. Изящные, чуть плотные розовые вина Наварры прославились еще во времена последнего Валуа, а ныне являют собой прекрасную альтернативу Тавелю, выигрывая у него в цене.
Выделив в отдельном абзаце производство розовых вин, поговорим теперь о производстве белых и красных.
Винодельческая Нварра - прелюбопытнейшее место для того, кто захочет ее изучить и, что гораздо важнее, понять. Славившаяся автохтонными сортами в дофиллоксерные времена Наварра, поившая и Марсель, и Мадрид, обезлюдела и, если читатель простит нам такой оборот, обезвинела к концу просвещенного девятнадцатого века. Филлоксера уничтожила почти все, остальное довершил кризис начала двадцатого века.
Завершение эпохи Франко (1978 г.) ознаменовалось двумя важными событиями : вступлением Испании в ЕЭС, а также принятием Испанией норм апелласьонного деления территорий.
Стремясь увеличить популярность испанских вин вообще и наваррских в частности, испания неуклонно следовала самым последним тенденциям мирового рынка. В связи с такой политикой было принято решение разрешить высадку в Наварре, помимо автохтонных, международных сортов - Шардоне, Каберне Совиньона, Вионье, Мерло, Сира и, с недавних пор, Пино Нуара.
Каберне. Мерло, Сира - это понятно, поскольку после опустошительной эпидемии филлоксеры буквально толпы грустных французских виноделов устремились в Испанию, где и облюбовали себе места в Риохе и Наварре, поскольку до них было ближе всего идти. Что же касается Шардоне и Вионье - это уже не дань бордоско-ронской традиции, а осознанный выбор.
Шардоне из Наварры являются одними из любимейших белых вин автора этого очерка. Вионье же заставляет задуматься о том , что Рона, возможно, переоценивает свои силы в производстве этого сорта.
Чуть подробнее о Шардоне. Пробовал ли любезный наш читатель Макон-Вилляж? Если да, то он поймет, о чем пойдет речь, если же нет - пусть сначала попробует, а уж потом возвращается к чтению. Лучшее, что могло бы случиться с южнобургундским шардоне - это снижение его цены, но, поскольку это невозможно, наваррские виноделы взяли на себя труд сделать нечто подобное, но не столь бьющее по кошельку. Ах, Шардоне из северной Наварры! Каким восхитительным ароматом кураги, белых персиков, ананаса, цветов и цедры апельсина оно обладает! Какой тонкий вкус, какое долгое послевкусие, какие выраженные миндально-абрикосовые ноты! Какая легкость и свежесть, какой чудесный баланс, какая нежная структура! И всего этого добились люди, чье виноделие только-только стало поднимать голову, люди, прозябавшие и отвергнутые мировым винным сообществом! Никаких хитростей, сеньор, просто ответственный подход к делу. Бочки - для лучших вин , но не более полугода. Сбор только ручной - в лучших хозяйствах. Контроль урожайности и времени сбора - для всех.
Описание наваррских шардоне не могло хоть сколько-нибудь сильно утомить уважаемого читателя, однако, в силу формата, которого мы придерживаемся, нам приходится перейти к Вионье.
Итак. Вионье. Более плотный, но, вместе с тем, более изящный, чем в Роне, не слишком тонкий. но, тем не менее, образцово элегантный, этот идальго в одежде цвета солнца, пленяет души и умы всех настоящих питухов. не знавший бочки, этот сорт винограда представляет собой все самое пронзительное из того, что можно ожидать от ароматов красного яблока, помеллы, лайма и орехов кешью.
Перемежая в жаркий солнечный день бокал шардоне с бокалом Вионье, читатель получит несравненное удовольствие, особенно. если этот день провести на лоне природы. Гастрономические сочетания весьма разнообразны: для Шардоне без дуба - сыры, морепродукты, курица на гриле. для дубового Шардоне - запеченный сибас, жареная камбала (да-да, наваррский Шардоне выдержит такую пару), карпаччо из телятины, а для Вионье - легкие салаты (возможно, теплые), гребешки, фрукты в белом соусе с шаыраном и базиликом, утка по-китайски (впрочем, утку можно подавать и к Шардоне).
Теперь перейдем к красным сортам.
Каберне - Совиньон. Первое, о чем следует сказать - Каберне-Совиньон из Наварры совершенно не обязательно выращивается именно в Наварре. Он может быть собран в соседнем регионе Риоха Баха,а продан с этикеткой "Наварра" на бутылке. Это связанно с несовершенством современного испанского винодельческого законодательства. Поэтому автор этой статьи с некоторым подозрением относится к таким винам. Впрочем. проверить, откуда именно вино - из наварры или Риохи очень просто: достаточно его попробовать - если вино хорошее - это Наварра, если посредственное - Риоха. Мы совершенно не собираемся бросить тень на виноделов Риохи, но должны признать, что Каберне-Совиньона, как не пытаются конкурировать наваррские виноделы с риоханскими в возделывании Темпранильо и Грасиано.
Нельзя сказать, что Каберне из Наварры так уж хорош. Он неплох, но не более того. Структура на уровне, кислотность сбалансирована. аромат черной смородины - пожалуйста, но никогда он не достигнет бордоских, или даже тосканских вершин, не приобретет с возрастом ароматов сандала, перца, табака, хюмидора, не покажет настоящей сложности этого первого принца крови среди красных сортов винограда. Первого принца крови, то есть дофина, а не короля, говорим мы, ибо истинный король красных вин - это несравненный, благороднейший Его Величество Пино Нуар ,о котором мы и будем иметь честь рассказать.
Пино Нуар... самый элегантный, сложный. тонкий сорт винограда...
В Бургундии он дает при хорошей выдержке ароматы трюфелей, подлеска, скотного двора, фиалок, наслаивающиеся на тона вишни, малины, клубники, черешни и ежевики. В Наварре - только ягоды. Никаких сложностей, никаких вторичных ароматов, только сад и лес. Нетерпкое, достаточно крепкое. не очень кислотное, с хорошим телом. Ароматику можно было бы назвать простой. если бы она была прямолинейной, сразу выдавая все свои тайны с первого носа, однако, наваррский Пино Нуар раскрывается постепенно, медленно, не вызывая ощущения переполненности. как в случае с Божоле. тоже весьма ягодного.
Цвет наваррского Пино Нуара очень вариативени зависит больше от прихоти винодела, нежели от терруара. от темно-розового Тавеля, до черного Поммара, и это при том, что танинность не находится в прямой зависимости от окраса. Угадать ароматику по цвету тоже проблематично, разве что читатель может быть уверен, что в наиболее темном Пино будет больше клубнично-ежевичных тонов, чем всех остальных, хотя их превосходство будет не доминантным.
И, под конец, пару слов о Сира: не очень интересен. качественный, стабильный, но бесчувственный, плосковатый, черносливовый, но не шоколадный, в нем вечно чего-нибудь не хватает. и не хватает, прежде всего, танинов и хорошей бочки. Мы уверены, что если мацерацию производить в новом баррике, а выдержку - в умеренно старом, Сира из Наварры завоюют популярность у всех, кто пожелает с ним познакомиться.
Засим откланиваемся.